Логотип

На главную страницу

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"СТОЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ"

Социально-педагогическая и психологическая служба

Службы, оказывающие медицинскую, социальную и психологическую помощь в кризисных состояниях

 

 

ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
«ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ»


Республиканская телефонная горячая линия по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию:
8 801 100 16 11 (круглосуточно, бесплатно)

Телефон доверия для детей и подростков
8 017 246 03 03 (круглосуточно, бесплатно)

Телефоны доверия в Брестской области
8 0162 40 62 26, 8 0162 20 15 55 (круглосуточно)

Психиатр-нарколог (8-01655) 2-99-46

 

Психологическая служба УО "Столинский государственный аграрный колледж"
телефон доверия

(8-01655) 2-27-86

педагог социальный Симончик Виктория Игоревна


Ссылка на сообщество VK: https://vk.com/club114489889





















Работа социально-педагогической и психологической службы колледжа организована в соответствии с требованиями постановления Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.2011г. № 116 «Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования».

Социально-педагогическая и психологическая служба колледжа ведет свою работу согласно Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования «Столинский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства», утвержденном приказом № 419 15.09.2011г., должностных инструкций педагога социального и педагога-психолога и планом на учебный год, который конкретизируется в планировании помесячно. За время работы накоплен практический материал, методическая и научная литература, которая используется педагогическими работниками.

Личностно-ориентированный подход в организации всей воспитательной работы в колледже – важнейшая функция СППС. Основными направлениями работы социально-педагогической и психологической службы являются:

- социально-педагогическое и психологическое просвещение педагогических работников и родителей;

- социально-педагогическая и психологическая диагностика;

- социальная защита прав и опека учащихся;

- социально-педагогическая профилактика;

-социально-педагогическая и психологическая коррекция;

- социально-педагогическая и психологическая поддержка семьи и развитие личности учащегося;

- организационно-методическая деятельность.

Социально-педагогическая и психологическая служба ведет работу по организации адаптационного периода учащихся – первокурсников, учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Трудность данного периода в том, что адаптация протекает одновременно с процессом формирования учебной группы как коллектива. Для успешного его проведения социально-педагогическая и психологическая служба организует индивидуальные и групповые консультации для педагогов, дает рекомендации для благополучного вхождения учащегося в новую группу, построения межличностных отношений в ней.

На заседаниях методического объединения кураторов и мастеров производственного обучения специалистами социально-педагогической и психологической службы освещаются проблемы по работе с трудными подростками, семьями группы риска, даются рекомендации по выявлению таких семей, по проведению воспитательных часов социально-психологической направленности, по осуществлению планомерной работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания.

На заседания Совета профилактики колледжа  регулярно заслушиваются отчеты общественных воспитателей с анализом проведенной работы с учащимися, состоящими на профилактическом учете в ИДН.

В кабинете социально-педагогической и психологической службы имеется банк данных по всем категориям учащихся, состоящих на учете в ИДН, контроле колледжа, представлены программы индивидуальных и групповых занятий по осуществлению коррекционно-развивающей работы с данными подростками, документация по изучению особенностей личности учащихся,  условий жизни в семье.

 

Работа педагога социального в колледже включает в себя следующие направления:

1.Осуществление социальной защиты и опеки учащихся из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе:

-оформление личных дел учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для зачисления их на государственное обеспечение;

-посещение по месту жительства учащихся с целью изучения и анализа жилищно-бытовых условий с оформлением акта обследования;

-сбор сведений о занятости учащихся данной категории в период летних каникул.

2. В рамках реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и Декрета Президента Республики Беларусь №5 от 05.05.2009  «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»:

-составление списка родителей, обязанных возмещать расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

-оформление исковых заявления в суды по месту жительства обязанных лиц, а также по месту нахождения учреждения образования по возмещению расходов, затраченных государством  на содержание детей;

-оформление  и представление ряда отчетов по требованию в управление образования, УО «БОУМЦ», ГУО «Брестский областной институт развития образования о проделанной работе в данном направлении;

-участие в судебных заседаниях по возмещению средств;

-отправление писем судебным исполнителям о поступлении либо не поступлении средств, изменении сумм взыскания, изменении расчетного счета;

- ведение работы по защите прав и законных интересов учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

3.Оказание материальной помощи нуждающимся учащимся.

4.Социально-педагогическое консультирование учащихся, кураторов, педагогов, мастеров производственного обучения, родителей, попечителей. Данная работа отражается в журнале учета консультаций.

5.Проведение мероприятий по социально-педагогической профилактике. Данная работа включает в себя организацию и проведение профилактической работы:

- предупреждение фактов девиантного поведения;

-ознакомление  учащихся нового набора и их родителей с памятками по правовому воспитанию;

- составление и реализация плана взаимодействия учреждения образования с ИДН Столинского РОВД;

-взаимодействие с кураторами учебных групп, администрацией колледжа по выявлению учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права, отстающих в учебе, пропускающих занятия без уважительных причин и проведению профилактической работы с ними.

- определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии учащихся группы риска, ведение внутреннего учета учащихся, склонных к девиантному поведению, проведение занятий с ними.

- разработка и реализация планов педагогической коррекции личности учащегося, склонного к противоправному поведению;

- посещение по месту жительства учащихся, состоящих на внутреннем учете и профилактическом учете в ИДН;

- участие в работе Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних колледжа;

- оформление служебных писем по запросу РОВД о проведении профилактической работы с учащимися, состоящими на учете.

 6.Согласно перспективному плану в течение учебного года осуществляется социальная поддержка в становлении личности учащегося:

- содействие в адаптации вновь прибывших учащихся к условиям жизнедеятельности в учреждении образования посредством презентации специалистов СППС, а именно знакомство со спецификой работы педагога социального в учебных группах первого курса;

- проведение групповых занятий по социальной адаптации учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-анкетирование учащихся по мониторингу качества системы воспитания;

-анкетирование учащихся по изучению адаптированности к условиям колледжа;

- проведение групповых коррекционно-развивающих занятий.

7.Повышение уровня культуры здорового образа жизни учащихся через проведение просветительской и воспитательной работы:

- групповые и индивидуальные консультации, круглые столы, акции, встречи с врачами, выступления агитбригады, тематические дискотеки на темы: «Инфекции, передаваемые половым путем», «Половое воспитание девушек», «Влияние алкоголя на организм подростка»  «Скажем нет табачному дыму», «Алкоголь и последствия его злоупотребления», «Здоровье сгубишь – новое не купишь», «Вредные привычки».

8. Осуществление социально-педагогической поддержки семьи в развитии личности учащегося:

- выявление и учет неполных, многодетных семей, семей, находящихся в социально опасном положении, оформление соответствующего банка данных;

- взаимодействие с администрацией колледжа, педагогом-психологом, кураторами учебных групп, мастерами производственного обучения по разрешению семейных взаимоотношений учащихся.

9. Организационно-методическая деятельность:

- участие в методических секциях, совещаниях, семинарах;

- выступления на педагогических советах и методических объединениях кураторов и мастеров производственного обучения колледжа по темам: «Социально-педагогическая характеристика учащихся нового набора», «Отчет о проделанной работе по реализации Декретов Президента Республики Беларусь №18 от 24.11.2006г «О Дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и № 5 от 05.05.2009г « О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», «Анализ работы по предупреждению преступлений и правонарушений» и др.

 

Профилактика суицидоопасного поведения среди подростков.

I.Что необходимо ЗНАТЬ!

Самоубийство в словаре С.И. Ожегова трактуется как «сознательное, самостоятельное лишение себя жизни». Суицидальное поведение объединяет в себе различные проявления: мысли о смерти, высказывание намерений уйти от жизни, разработка плана действий, добывание средств и выполнение замысла.

Факторы, влияющие на суицид:
1. Семейная обстановка.
2. Психические заболевания.
3. Уровень жизни и материального положения (чаще людьми с низким уровнем жизни).
4. Перенесенное физическое и сексуальное насилие.
5. Предшествующая собственная суицидальная попытка или присутствие самоубийц среди родственников или кумиров.

Мотивы, побуждающие подростков совершать суицид:
1. Возникновение острого непонимания родителями проблем подростка (незнание ими возрастной психологии, наличие унижения подростка в семье, возникновение эмоциональных барьеров в общении диады подросток-родитель).
2. Конфликты в колледже со сверстниками или учителями.
3. Неразделенная любовь.
4. Чувство собственной неполноценности.

II. На что нужно ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!

Признаки предсуицидального поведения у подростков:
1. Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
2. Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
3. Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
4. Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
5. Подросток прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
6. Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

При попытке наладить контакт с подростком, у которого выявлены признаки предсуицидального поведения НЕОБХОДИМО ИЗБЕГАТЬ фраз следующих шаблонов:
1. «Все дети, как дети, а ты …»;
2. «Где уж мне тебя понять!»;
3. «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»;
4. «Не говори глупостей. Поговорим о другом»;
5. «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»;
6. «Ну и что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»;
7. «Не получается – значит, не старался!»;
8. «Сам виноват…не жалуйся…..в этом только твоя вина…».

ОБЯЗАТЕЛЬНО СКАЖИТЕ ЕМУ СЛЕДУЮЩЕЕ:
1. «Мне кажется, что с тобой что-то происходит. Давай поговорим об этом».
2. «Я заметил, что ты подавлен (на). Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, что у тебя за проблемы, уверен, мы найдем способ как их можно разрешить».
3. «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом».
4. «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять».

ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ, на которые надо обратить особое внимание:
1. Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
2. Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
3. Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
4. Риск суицида выше в семьях, отношения в которых строятся на зависимости.
5. Неразделенная любовь или разрыв романтических отношений.
6. Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
7. Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
8. Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ в профилактике суицидоопасного поведения среди учащихся.

Позитивная самооценка защищает подростков и молодых людей от психологического стресса и подавленности, а также помогает им лучше справляться со стрессовыми ситуациями в жизни. Для повышения самооценки можно использовать следующие подходы:
ü Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще подростку. Ощущение успешности, достижения в чем-то, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее. Не следует оказывать постоянное давление на подростка или предъявлять чрезмерные требования в отношении все лучших и лучших результатов (в учебе, в жизни и т.д.).
ü Поддерживайте самостоятельные устремления подростка. Не судите его слишком строго. Вообще стремитесь поменьше оценивать.
Причинами суицидов среди подростков часто бывают нарушения межличностных отношений в ВУЗе, ССУЗе, колледже, школе и т.д.. Необходимо формирование установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.) Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.

Педагоги могут сделать следующее:
1. вселять у учащихся уверенность в свои силы и возможности, внушать им оптимизм и надежду.
2. проявлять сочувствие и понимание.
3. осуществлять контроль за поведением учащихся, анализировать их отношения со сверстниками.

IV. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, чей ребенок попал в кризисную ситуацию:

1. Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка.
2. Анализируйте вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию.
3. Воспринимайте ребенка всерьез. Относиться снисходительно нельзя.
4. Выслушивайте – «Я слышу тебя». Дайте ему возможность высказаться.
5. Уделите ему ваше время. Задайте вопросы и внимательно слушайте.
6. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
7. Не иронизируйте, если в какой-то ситуации ребенок оказался слабым физически и морально, помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
8. Подчеркивайте временный характер проблем – признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет.
9. Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез.
10. Не опаздывайте с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии, взаимоотношений и т.д.
11. Обсудите с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов.
 

Алгоритм работы педагогов в сети Интернет, социальных сетях по выявлению деструктивных проявлений среди учащихся учреждений образования


ü Изучить материалы по обеспечению безопасности при использовании сети Интернет: общая безопасность в Интернете (правила работы), настройка родительского контроля, регистрация в социальных сетях, создание группы в социальных сетях, Google-сервисах, специализированные программы для осуществления контентной фильтрации и др.
ü Организовать разъяснительную работу с родителями и учащимися по работе с Интернет-ресурсами в безопасном режиме, по созданию форумов, блогов, групп, использованию специализированных программ.
ü Зарегистрироваться в социальных сетях. Отправить запросы на добавление в друзья к своим учащимся. Войти в группы, где зарегистрированы учащиеся. Просматривать страницы учащихся своей группы, отслеживая, с кем общаются, какие страницы посещают, отмечают, в каких группах состоят и т.д.
ü Создавать группы, беседы совместно с учащимися, наполняя их интересным содержанием, вовлекая учащихся в полезное для их развития общение.
ü При выявлении случаев деструктивных проявлений среди учащихся (наличие на странице «подозрительных» групп, лайки на деструктивных форумах, фотографиях и др.):
1. обратить внимание на поведение обучающегося в классной среде;
2. информировать СППС, инспекцию по делам несовершеннолетних;
3. осуществлять индивидуальные разъяснительные беседы с учащимися, родителями.

К информации, запрещенной для распространения среди обучающихся, относится информация:
Ø побуждающая учащихся к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
Ø способная вызвать у учащихся желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством
Ø обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным
Ø оправдывающая противоправное поведение
Ø содержащая нецензурную брань
Ø содержащая информацию порнографического характера
Ø побуждающая учащихся вступить в различные секты

 

Опасность компьютерных и сетевых игр

Зависимость от компьютерных игр – новый вид психологической зависимости, при которой компьютерная игра становится ведущей потребностью человека. Вроде бы данный вид зависимости не столь страшен, как алкоголизм или наркотическая зависимость, при которых токсичные вещества становятся незаменимыми для нормального обмена веществ. Но это лишь на первый взгляд, ведь современные компьютерные игры становятся все более «продвинутыми» и все совершеннее имитируют реальность, поэтому все больше людей становятся их заложниками.

Причины возникновения зависимости от компьютерных игр следующие:

  • отсутствие ярких и интересных моментов в реальной жизни. Все настолько буднично и заурядно, что человек ищет простой и часто дешевый способ разнообразить свою жизнь. Так он начинает приобщаться к виртуальному миру;

  • скрытый комплекс неполноценности, различные психологические травмы в детском и подростковом возрасте являются следствием того, что человек «недоиграл» своевременно, вот он и пытается наверстать упущенное;

  • довольно часто подобная зависимость развивается на почве сексуальной неудовлетворенности, когда отношения с противоположным полом не складываются, и человек старается на что-то «переключиться»;

  • иногда первым шагом на пути к развитию данной аддикции становится «лишнее» время. Например, люди, вынужденные пребывать на рабочем месте с 9 до 18, когда это время нужно просто «отсидеть», начинают приобщаться к компьютерным играм или бесцельному блужданию по сети.

Психология игровой зависимости

В основе механизма формирования компьютерной зависимости лежит уход от реальности и потребность в принятии определенной роли. В большинстве случаев это является средством компенсации жизненных проблем. При этом человек начинает себя реализовать в игровом мире, а не в реальном.

Сейчас существует множество компьютерных игр, к счастью, не все они одинаково опасны. Условно их можно разделить на ролевые и не ролевые. Определив, к какой из категорий относится игра, можно оценить, насколько она опасна.

Ролевые игры отличает их выраженное влияние на психику человека. При этом человек «вживается» в определенную роль, отождествляет себя с каким-то персонажем, одновременно уходя от реальности.

 

В игре не должно быть ни одного минуса. Компьютерная игра должна:

1. Развивать.

2. Не содержать бранных слов и выражений.

3. Не формировать циничного отношения к действительности.

4. Не содержать агрессивной информации.

5. Не вызывать привыкания к боли, драматическим ситуациям.

6. Не учить противозаконным поступкам.

7. Не уродовать внешний облик человека.

8. Не содержать сексуальной тематики.

Аналогичной цензуре родители должны подвергать и фильмы, которые смотрят их дети. Самый оптимальный вариант, когда родители оставляют мало времени своему ребёнку на игру в компьютерные игры, т.к. он занимается в спортивной секции, музыкальной школе, кружке и т.д.

Правила техники безопасности для родителей

• Для детей 7-12 лет компьютерная норма составляет 30 минут в день, не чаще чем 1 раз в два дня.

• Для подростков 12-14 лет – можно проводить у компьютера 1 час в день.

• От 14 до 17 лет максимальное время, проводимое ребёнком за компьютером –1,5 часа в день.

• Взрослым нежелательно работать за компьютером более 5 часов в день.

• Необходимо иметь выходной день один раз в неделю, когда за компьютер не садишься вообще.

Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?

1. Родители должны познакомить своего ребёнка с временными нормами.

2. Родителям необходимо контролировать разнообразную занятость ребёнка (кружки, секции, широкие интересы).

3. Необходимо приобщать ребёнка к домашним обязанностям.

4. Прививать ребёнку семейное чтение.

5. Необходимо ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов.

6. Родители могут контролировать круг общения ребёнка. Обязательно приглашать в гости друзей сына или дочери.

7. Родители должны знать место, где ребёнок проводит свое свободное время

8. Учите своего ребёнка правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.

9. Необходимо научить своего ребёнка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.

10. Регулярно осуществлять цензуру компьютерных игр и программ.

11. Можно приобщить ребёнка к настольным играм, научить его к играм своего детства.

12. Не позволяйте ребёнку бесконтрольно выходить в интернет. Установите запрет на вхождение определённой информации.

13. Обсуждайте с ребёнком отрицательные явления жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.

14. Помните о том, что родители для ребёнка являются образцом для подражания. Поэтому сами родители не должны нарушать правила, которые установили для ребёнка (с учётом своих норм естественно).

15. Проанализируйте сами себя. Не являетесь ли вы сами зависимыми от табака, алкоголя, телевизора? Лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребёнка – ваше освобождение от своей зависимости.

 


АЛГОРИТМ

информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних


Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищённости, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования1.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребёнку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьёзные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка2.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребёнка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности3.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребёнка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребёнка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребёнку обнажённых гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребёнка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребёнком во время совершения им интимных процедур, "груминг", осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и тому подобного) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребёнка свидетельствует:

- их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бёдер, на щеках и так далее);

- очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребёнка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребёнку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму.

3. Особенности физического состояния и поведения ребёнка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребёнка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребёнку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и другое4.

4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

- неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

- несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

- противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребёнка;

- обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

- отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребёнка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

- неадекватная оценка тяжести травмы, стремление её преувеличить или приуменьшить;

- обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки ещё не свидетельствуют о том, что в отношении ребёнка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие "знаки" должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

- информация, поступившая от ребёнка;

- информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

- информация, поступившая от работников учреждений образования;

- информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

- информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребёнком;

- информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.



Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних


При выявлении признаков (фактов) насилия над ребёнком, указанных в пунктах 1‑4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

- незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

- поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребёнка и оказания ему психологической помощи;

- незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребёнка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

- осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

- в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершённом законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утверждёнными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребёёнка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования5.


1 Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. "О правах ребёнка".

2 Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утверждённой постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.

3 Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утверждённой постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.

4 Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утверждённые 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

5 Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. "Об оказании психологической помощи".



Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних


Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасным явлением и представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения, и данный тезис не требует особых доказательств.

Сексуальное насилие - любой контакт или взаимодействие между ребёнком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребёнок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Это:

- ласка и трогание запретных частей тела, эротизированная забота;

- демонстрация половых органов, использование ребёнка для сексуальной стимуляции взрослого (развратные действия);

- изнасилование в обычной форме, орально-генитальный и анально-генитальный контакт.

Сексуальная эксплуатация - порнографические фотографии и фильмы с участием детей, проституция.

В уголовном законодательстве данные виды преступлений выделены в отдельную главу "Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы".

Наиболее часто несовершеннолетние признаются потерпевшими при расследовании уголовных дел, возбуждённых по ст.ст.166, 167, 168, 169 УК Республики Беларусь и других.

Статья 166. Изнасилование

1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или её близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) – наказывается ограничением свободы на срок до четырёх лет или лишением свободы на срок от трёх до семи лет.

2. Изнасилование, совершённое повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьёй 167 настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней – наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлёкшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 167. Насильственные действия сексуального характера

1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершённые вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), – наказываются ограничением свободы на срок до четырёх лет или лишением свободы на срок от трёх до семи лет.

2. Те же действия, совершённые повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), – наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершённые в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлёкшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершённые лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, – наказываются ограничением свободы на срок до четырёх лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

2. Те же действия, совершённые лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166 или 167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, – наказываются лишением свободы на срок от трёх до десяти лет.

Статья 169. Развратные действия

1. Развратные действия, совершённые лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166, 167 и 168 настоящего Кодекса, – наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трёх лет.

2. Те же действия, совершённые с применением насилия или с угрозой его применения, – наказываются лишением свободы на срок от трёх до шести лет.

Большинство родителей, педагогов и психологов боятся обсуждать тему сексуального насилия больше, чем жертва. В беседах с детьми они не задают правильные вопросы на эту тему, а иногда и не слышат, когда они намекают им о совершённом насилии. В то же время, как показывает практика, даже при наличии объективной информации всё внимание сосредотачивается, как правило, на преступнике, тогда как жертва нуждается в первую очередь во внимании и необходимой социальной, психологической и медицинской помощи.



Признаки сексуального насилия у детей и подростков


В случае сексуального насилия или действий сексуального характера изменения могут произойти как в поведении ребёнка, так и в его физическом и психологическом состоянии.

Физические признаки

Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребёнком являются:

- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

- гематомы (синяки) в области половых органов;

- кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;

- гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бёдрах;

- боль в нижней части живота;

- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

- болезни, передающиеся половым путём;

- беременность.

Изменения в поведении

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

- поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

- сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

- необычная сексуальная активность: сексуальное использование младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребёнка:

- замкнутость, изоляция, уход в себя;

- депрессивность, грустное настроение;

- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;

- частая задумчивость, отстранённость (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);

- истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

- трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

- отчуждение от братьев и сестёр;

- терроризирование младших и детей своего возраста;

- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребёнка, социальные признаки:

- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

- резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

- прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции;

- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

- падение самооценки;

- мысли о самоубийстве, попытки самоубийства. Появление невротических и психосоматических симптомов;

- боязнь оставаться в помещении наедине с определённым человеком;

- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее бельё - трусики во время медицинского осмотра).

Конечно, выявив у ребёнка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если они присутствуют в комплексе, на такого ребёнка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребёнку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь.

Если же помощь не оказана вовремя, ребёнок остаётся один на один со своей проблемой. Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.


Остановитесь! Оглянитесь!

Рядом с Вами может быть ребёнок, который нуждается именно в Вашей помощи…



ПАМЯТКА ПО БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ


СЛЕДУЙ ПРИНЦИПАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ


1. Предвидеть опасность!

2. По возможности избегать её!

3. При необходимости - действовать!


1. ЕСЛИ ТЫ НАХОДИШЬСЯ НА УЛИЦЕ

- Избегай прогулок в одиночестве в вечернее время и в малолюдных местах. Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но, ни в коем случае не провожай. Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе нужно предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься.

- Возвращаясь домой в вечернее время, сними все украшения, спрячь сумочку под одежду.

- Для передвижения выбирай оживлённые и хорошо освещённые улицы.

- Постарайся идти рядом с семейной парой, пожилыми людьми, военными.

- Избегай кратчайших путей (через парк, пустую автостоянку, спортивные площадки и пустыри).

- Держи определённую дистанцию с людьми, проходя мимо подъездов и подворотен.

- Обходи незнакомые компании и пьяных людей.

- Если видишь тормозящую машину, отойди от неё как можно дальше.

- Иди по тротуару со стороны встречного движения, тогда машина не сможет подъехать сзади.

- В случае нападения беги к зданию с вывеской "МАГАЗИН", "ПОЛИЦИЯ", "ВОКЗАЛ", "АПТЕКА", где может быть охрана или кнопка экстренного вызова полиции.


2. ЕСЛИ ТЫ НАХОДИШЬСЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

- В пустом или незаполненном автобусе садись ближе к водителю.

- Не засыпай и не отвлекайся во время движения, держись за поручни.

- Если нет свободных сидячих мест, стой в центральном проходе, стой лицом в сторону движения или вполоборота.

- Не стой около дверей, не высовывайся из окон во время движения.

- Не оставляй свои вещи без присмотра.

- Не храни деньги и ценные вещи в заднем кармане брюк, сумку придерживай рукой.

- Садись и выходи из транспортного средства только после его полной остановки. Выходи первым или подожди, пока схлынет толпа.

- После выхода из салона подожди, пока автобус отъедет, а потом переходи улицу.

- Стоящий автобус или троллейбус обходи сзади, трамвай – спереди.


3. ЕСЛИ ТЫ НАХОДИШЬСЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ

- Если толпа увлекла тебя, застегнись, спрячь под одежду выдающиеся концы шарфа, платка, громоздкие вещи - рюкзак, сумку - лучше выбросить.

- Чтобы не упасть, следуй по направлению движения толпы, старайся быть в её центре.

- Держись подальше от стеклянных витрин, стен зданий, деревьев.

- Чтобы защитить себя от сдавливания, прижми согнутые в локтях руки к туловищу.

- При падении постарайся подняться быстро: встань на четвереньки, выстави вперёд опорную ногу, резко поднимись.

- Если подняться не удаётся, подтяни согнутые в коленях ноги к животу, пригни голову и закрой её согнутыми в локтях руками.


4. ЕСЛИ ТЫ НАХОДИШЬСЯ НА КОНЦЕРТЕ, СТАДИОНЕ

- Наибольшая давка бывает перед сценой, так как все стремятся вперёд.

- Не вставай между динамиками, так как максимальный уровень звучания делает восприятие музыки невозможным и притупляет чувства.

- Не занимай места в углах зала, близко к стене или перегородкам между секторами, велика вероятность быть раздавленным.

- В ожидании входа в театр или на стадион не приближайся к стеклянным дверям или ограждениям, к которым тебя могут прижать.

- Если толпа побежала, постарайся избежать главной опасности - падения, встать будет почти невозможно.


5. ЕСЛИ ТЫ В ОБЩЕСТВЕ ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ

- Будь осторожен при знакомствах, не соглашайся идти в гости к незнакомцам, не вступай с ними в разговор.

- Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай "Нет!".

- Не показывай посторонним людям наличие у тебя денег и ценных предметов.

- Избегай большого скопления людей - толпы, очереди.

- Не рассказывай о себе, о своих планах, о своей семье посторонним.

- Не давай свой мобильный телефон незнакомым или малознакомым людям.

- Умей сказать нет, если тебе предлагают совершить недостойный поступок, уговаривают попробовать алкоголь, наркотики.


6. ЕСЛИ ТЫ ОДИН ДОМА

- Если звонят по телефону, не говори, что ты дома один и никого долго не будет. Если звонят в дверь и настойчиво просят открыть, не делай этого, даже если незнакомец представился полицейским.

- Ни с кем не вступай в разговоры через дверь.

- Помни, что ребёнок не может расписываться ни в каких документах, это должны делать только взрослые.

- Прежде чем открыть дверь, посмотри в глазок, нет ли за дверью посторонних.

- Если тебе не видно, но ты слышишь голоса, подожди, пока люди не уйдут с площадки.

- Уходя из дома, не забудь закрыть дверь на ключ.

- Если ты вышел из квартиры и увидел подозрительных людей, вернись немедленно обратно.


7. ЕСЛИ ТЫ НАХОДИШЬСЯ В ПОДЪЕЗДЕ, В ЛИФТЕ

- Не входи с незнакомыми людьми в подъезд.

- Если в подъезде находится незнакомый человек, сразу же выйди на улицу и подожди, когда в подъезд войдёт кто-то из знакомых тебе взрослых.

- Если на лестничной площадке нет света, позвони по домофону или телефону, чтобы тебя встретили.

- Не открывай ключом входную дверь, если радом находятся посторонние люди.

- Не просматривай почту около ящика, сделай это дома.

- Не входи в кабину лифта с незнакомыми людьми.

- Если незнакомец предлагает тебе подняться на лифте, откажись, сославшись, что ты ещё задержишься или живёшь на втором этаже и пойдёшь пешком по лестнице.

- Если случилось, что приходится подниматься в лифте с незнакомым, повернись к нему лицом и встань около двери.


8. ЕСЛИ ТЫ ОБЩАЕШЬСЯ ПО ТЕЛЕФОНУ

- Поднимая трубку, не называй своего имени или имени звонящего.

- Никогда не говори, что ты дома один.

- Если просят назвать адрес или сказать когда придут родители, не отвечай, попроси перезвонить позже.

- Договариваясь о встрече с друзьями, назначай её на время, когда в квартире будет ещё кто-то, кроме тебя.

- Если тебя пытаются втянуть в непристойный разговор, положи трубку и обязательно сообщи родителям.



ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ХОЧЕТ,

чтобы его ребёнок стал жертвой насильственных преступлений. Соблюдая правила безопасности, ваш ребёнок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.


ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ


Настораживающие признаки

Любое проявление насилия в отношениях между взрослыми оказывает негативные последствия на детей.

Обратитесь за помощью как можно раньше.

Чем дольше продолжается насилие, тем более опасны его последствия.

Как действовать

Сообщите о случаях насилия, совершённых в отношении вас или кого-либо другого, в милицию или на местный телефон доверия.

Если вы подозреваете, что насилие совершается в отношении вашего ребёнка, поговорите с ним об этом.

Если необходимо, обратитесь за помощью к социальным педагогам или психологам школы/социально-педагогического центра.

Что говорить

Детям требуется время, чтобы они смогли говорить о своих чувствах по поводу совершённого насилия.

Ребёнок должен знать, что это не его вина и что такой вид отношений является неприемлемым.

Профилактика

Родитель, совершивший насилие, может проявить ответственность и обратиться за помощью, чтобы больше подобного не совершать.

Очень важно демонстрировать положительный пример для детей, чтобы они перенимали позитивный тип поведения.

- Дети, которые часто видят насилие в семье, перенимают модель поведения, основанную на применении насилия.

- Домашнее насилие может иметь для детей серьёзные и долгосрочные последствия.

- Часто в ситуации домашнего насилия также имеет место и жестокое обращение с ребёнком.

- Дети часто винят самих себя в происходящей ситуации домашнего насилия.

- Злоупотребление алкоголем тесно связано с домашним насилием.

- По статистике, каждая четвёртая женщина может подвергнуться домашнему насилию в тот или иной период своей жизни.

- В ситуации домашнего насилия беременные женщины оказываются наиболее уязвимыми.

Домашнее насилие является преступлением и серьёзной социальной проблемой, оказывающей влияние на многие семьи. В 90% известных случаев домашнего насилия дети находились в момент совершения насилия либо в той же, либо в соседней комнате. В подавляющем большинстве случаев насилие совершается мужчинами, а жертвами становятся женщины и дети, хотя есть факты, когда жертвами становились мужчины.

Последствия для ребёнка, ставшего очевидцем ситуации насилия в семье, могут быть самые разные. Но можно с уверенностью утверждать, что дети всё видят и слышат и хорошо знают о происходящем в семье.

Дети перенимают модели поведения, которые им демонстрируют родители. Наблюдая насилие в семье, ребёнок перенимает неверные модели взаимоотношений в семье и с окружающими.

Например:

- у ребёнка может сложиться убеждение в том, что насилие - приемлемый способ решения конфликтных ситуаций;

- ребёнок учится скрывать ту или иную информацию от окружающих;

- ребёнок убеждается, что близким нельзя доверять, что дети всегда во всём виноваты, особенно, если конфликт произошёл в результате спора о детях.

Многие не могут понять, почему люди остаются или возвращаются в дом, где совершается насилие. Совокупность нескольких факторов, таких как страх, любовь, риск стать бездомным и финансовая зависимость, часто не дают им уйти, а некоторые пытаются настоять на своём и заставить уйти человека, совершающего насилие.

Краткосрочные последствия

Даже непродолжительная ситуация домашнего насилия может иметь для ребёнка серьёзные последствия: ребёнок может испытать сильный испуг, замкнуться в себе, начать мочиться в постель, он может убежать из дома, стать агрессивным, у него могут наблюдаться поведенческие проблемы, ухудшение успеваемости в школе, может снизиться концентрация внимания и развиться эмоциональная неустойчивость.

Долгосрочные последствия

Чем дольше ребёнок живёт в ситуации насилия в семье, тем более пагубными могут быть последствия:

- проявление неуважения к родителю, не применяющему насилие;

- чрезмерное отождествление себя с родителем, применяющим насилие, и копирование его поведения;

- потеря уверенности в себе, что негативно скажется на способности построения отношений в будущем;

- потеря доверия к окружающим взрослым, что также негативно скажется в будущем на его способности строить отношения с окружающими;

- потеря детства: ребёнок вынужден выполнять такие роли в семье, которые не свойственны его возрасту;

- проблемы в школе;

- ребёнок может убежать из дома.

Если вас беспокоит ситуация домашнего насилия, найдите человека, с которым вы можете об этом поговорить.

Если вы сами склонны к агрессии и насилию, вы также можете обратиться за помощью в соответствующие учреждения и организации, чтобы прекратить своё опасное поведение.

Если вы подвергаетесь насилию - помните, что вы не одни. В Беларуси существует много организаций и специалистов, которые могут вам помочь. Вы можете сообщить о случаях домашнего насилия в территориальный центр социального обслуживания населения, милицию, где ваша информация послужит ценным свидетельством в будущем для предъявления обвинений лицу, совершившему насилие.

Вы можете обратиться в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела по факту совершения насилия.



Признаки сексуального насилия у детей и подростков


Физические признаки

Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребёнком являются:

- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

- гематомы (синяки) в области половых органов;

- кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;

- гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бёдрах;

- боль в нижней части живота;

- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

- болезни, передающиеся половым путём;

- беременность.

Изменения в поведении

Изменения в выражении сексуальности ребёнка:

- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

- поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

- сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

- необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребёнка:

- замкнутость, изоляция, уход в себя;

- депрессивность, грустное настроение;

- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;

- частая задумчивость, отстранённость (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);

- истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

- трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

- отчуждение от братьев и сестёр;

- терроризирование младших и детей своего возраста;

- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребёнка, социальные признаки:

- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

- резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

- прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции;

- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребёнка:

- падение самооценки;

- мысли о самоубийстве, попытки самоубийства. Появление невротических и психосоматических симптомов;

- боязнь оставаться в помещении наедине с определённым человеком;

- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее бельё - трусики во время медицинского осмотра).

Конечно, выявив у ребёнка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если они присутствуют в комплексе, на такого ребёнка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребёнку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь.

Если же помощь не оказана вовремя, ребёнок остаётся один на один со своей проблемой.

Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.


Остановитесь! Оглянитесь!

Рядом с Вами может быть ребёнок, который нуждается именно в Вашей помощи…



ПЕРЕЧЕНЬ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПСИХОЛОГО-ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ


НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КОНТАКТЫ
Республиканский "Телефон доверия" для наркологических пациентов "Телефон доверия"
тел. 8‑801‑100‑21‑21
Республиканская телефонная "горячая линия" по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию - телефон доверия для детей и подростков "Горячая линия"
тел. 8‑801‑100‑16‑11
"Телефон доверия" в г. Минске
тел. 8‑017‑263‑03‑03
"Телефон доверия" в г. Бресте
тел. 8-0162-40-62-26
Минский областной центр "Психиатрия-наркология" г. Минск, ул. Петруся Бровки, 7
тел. 8-017-331-90-74, 8-029-101-73-73
Телефон доверия (круглосуточно)
тел. +375‑17‑311‑00‑99, +375‑29‑774‑66‑59, +375‑17‑288‑05‑41, +375‑29‑899‑04‑01
ГУ "Брестский областной психоневрологический диспансер" г. Брест, ул. Советская, 13
тел. +375-16-221-54-29
Пинский межрайонный наркологический диспансер г.Пинск, ул. Рокоссовского, 8
тел. +375-16‑532‑67‑00, +375-16‑532‑67‑04
ГУ "Брестский областной центр гигиены эпидемиологии и общественного здоровья" г. Брест, пл. Свободы, 11 "Б"
тел. +375-16‑221‑54‑29, +375-16‑221‑67‑69
Институт психологии учреждения образования "БГПУ им. М.Танка" г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13
тел. +37517‑369‑88‑96
ГУО "Социально-педагогический центр Столинского района" р.п. Речица, ул. Садовая, 15
тел. 8‑016‑55‑63‑0‑71, 8‑016‑55‑23‑3‑47
ГУ "Столинский ТЦСОН" г. Столин, ул. Горького, 4
тел. 6‑03‑51
"телефон доверия"
тел. 8‑029‑820‑14‑45 (круглосуточно)
телефон горячей линии
тел. 60‑5‑56
УЗ "Столинская ЦРБ",
врач-психиатр
г. Столин, ул. Дзержинского, 102
тел. 2‑20‑30
Давид-Городокская больница,
ф-л УЗ "Столинская ЦРБ",
нарколог-психиатр, каб. 33
г. Давид-Городок, ул. Советская, 40
тел. 67‑8‑48
ГУО "Брестский областной социально-педагогический центр" г. Брест ул. Я. Купалы, 20/1
тел. 8-0162-35-42-94 (приёмная)
тел. 8-0162-35‑50‑92 (отдел защиты прав и законных интересов несов.)

Экстренная психологическая помощь по Республике Беларусь


Название города Код Номер телефона Время работы
Брестская область
г. Брест 80162 255727 круглосуточно
Витебская область
г. Витебск 80212 616060 круглосуточно
Гомельская область
г. Гомель 80232 315161 круглосуточно
Гродненская область
г. Гродно 80152 170 круглосуточно
г. Минск
для взрослых 8017 3524444 круглосуточно
для детей 8017 2630303 круглосуточно
8-801-100-16-11 круглосуточно
Минская область
8017 2702401 круглосуточно
8017 8990401 круглосуточно
Могилёвская область
г. Могилев 80222 711161 круглосуточно


ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

лиц с активной гражданской позицией, проживающих в сельской местности, в случае обнаружения факта насилия в семье и невозможности незамедлительного прибытия для разбирательства сотрудников органов внутренних дел


С целью эффективного реагирования на факты насилия в семье, граждане, готовые оказывать помощь органам внутренних дел (далее - ОВД) при совершении таких противоправных деяний1, должны быть заранее обеспечены и владеть следующей информацией2:

- телефоны оперативно-дежурной службы территориального ОВД, если имеются иные номера, кроме "102";

- телефоны участкового инспектора милиции, обслуживающего административный участок;

- сведения (адрес, домашний, мобильный телефоны) о председателе сельского исполнительного комитета, старостах, членах совета общественного пункта охраны правопорядка, добровольной дружины, медицинских работниках, проживающих в населённом пункте либо в близлежащих населённых пунктах (с согласия указанных лиц);

- сведения (адрес, телефон) об имеющихся в районе организациях, оказывающих помощь пострадавшим от насилия в семье, в том числе представляющих услугу временного приюта ("кризисная" комната), телефоне общенациональной "горячей" линии для пострадавших;

- наиболее распространённые признаки, указывающие на факты насилия в семье (если не происходит открытый конфликт).

При выявлении факта насилия в семье гражданин должен:

1. По телефону "102" сообщить о факте насилия в семье в территориальный ОВД. При обращении следует кратко и чётко пояснить, где происходит конфликт, кто является его участником, насколько высок риск тяжких последствий, сообщить информацию о себе и контактном телефоне.

2. В случае причинения телесных повреждений у участников конфликта соответствующую информацию сообщить в скорую (неотложную) медицинскую помощь по телефону "103".

3. При наличии навыков принять меры по оказанию доврачебной медицинской помощи либо обратиться за её оказанием к медицинскому работнику, проживающему в населённом пункте (если таковой имеется).

4. Проинформировать председателя сельского исполнительного комитета, членов совета общественного пункта охраны правопорядка, добровольной дружины, проживающих в населённом пункте либо в близлежащих населенных пунктах, о факте насилия в семье с целью привлечения к пресечению правонарушения.

5. При наличии возможности, предоставить безопасное место для пострадавшего и его несовершеннолетних детей, оказать им содействие в доставлении в "кризисную" комнату.

6. В случае крайней необходимости с соблюдением мер личной безопасности принять меры по снижению уровня эскалации конфликта с привлечением, по возможности, иных граждан.

7. При нежелании пострадавшей обращаться в ОВД за помощью, проинформировать об имеющихся в районе организациях, оказывающих помощь пострадавшим от насилия в семье, в том числе представляющих услугу временного приюта ("кризисная" комната), телефоне общенациональной "горячей" линии для пострадавших.

Наиболее распространёнными признаками, указывающими на факты насилия в семье (если не происходит открытый конфликт), особенно в отношении несовершеннолетних, являются внешние признаки физического насилия: синяки, а также царапины, рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы.

На неслучайный характер их происхождения может указывать:

- расположение (на щеках, плечах, груди, ягодицах, поверхности бёдер);

- очертания (повреждения на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены, например, пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев);

- несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам самого потерпевшего, особенно подростка, их противоречивые, путаные объяснения;

- отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребёнка;

- бездействие родителей или позднее обращение за медицинской помощью.

1 Информация об указанных гражданах и их согласии на оказание соответствующей помощи не реже 1 раза в полугодие председателями сельских исполнительных комитетов, командирами добровольных дружин направляется в территориальный ОВД либо представляется участковому инспектору милиции, обслуживающему административный участок (если такая информация не получена им самостоятельно при осуществлении служебной деятельности).

2 Указанные сведения представляются гражданину территориальным ОВД. При этом в обязательном порядке учитывается наличие соответствующего согласия на представление сведений об иных гражданах.



Телефоны "Доверия"
(экстренной психологической помощи)


Регион Телефон
Республиканская "Детская телефонная линия" 8-801-100-1611
г. Минск:
для взрослых 8 017290 44 44
8 017290 43 70
для детей и подростков 8 017263 03 03
г. Брест 8 016240 62 26
г. Витебск 8 021261 60 60
г. Гомель 8 023231 51 61
г. Гродно 170 (номер доступен только для жителей Гродненской области)
г. Могилёв 8 022247 31 61
Минская область 8 017202 04 01

Центры дружественного отношения к подросткам
(информация по данным сайта: http://junior.by)


№ п/п Наименование учреждения Адрес Контактный телефон
г.Минск
1. Октябрьский р‑н, ЦДП "Галс" УЗ "13‑я городская детская клиническая поликлиника" г. Минск, ул. Кижеватова, д. 60, корп. Д тел. 375(017) 398-31-63
2. Первомайский р‑н, ЦДП "Вместе" УЗ "11‑я городская детская поликлиника" г. Минск, ул. Никифорова, д. 5 тел. 375(017) 264-36-39
3. Ленинский р‑н, ЦДП "Парус надежды" УЗ "7‑я городская детская поликлиника" г. Минск, ул. Плеханова, д. 127 тел. 375(017) 368-32-34
4. Заводской р‑н, ЦДП "Успех" УЗ "23‑я городская детская поликлиника" г. Минск, ул. Герасименко, д. 22, корп. 2 тел. 375(017) 291-20-39
5. Советский р‑н, ЦДП "Ювентус" УЗ "17‑я городская детская клиническая поликлиника" г. Минск, ул. Кольцова, д. 53/1 тел. 375(017) 261-02-19
6. Московский р‑н, ЦДП "Доверие" УЗ "8‑я городская детская поликлиника" г. Минск, ул. Есенина, д. 66 тел. 375(017) 272-22-94
7. Центральный р‑н, ЦДП "Синяя птица" УЗ "4‑я городская поликлиника" г. Минск, пр. Победителей, д. 93 тел. 375(017) 369-74-00
8. Фрунзенский р‑н, ЦДП "Юникс" УЗ "4‑я городская детская клиническая поликлиника" г. Минск, ул. Налибокская, д. 15 тел. 375(017) 209-85-61
Витебская область
1. ЦЗМ "Откровение" УЗ "Полоцкая детская поликлиника" г. Полоцк, ул. Е. Полоцкой, д. 18 тел. 8(0214) 42-76-55
2. ЦЗМ "Диалог" УЗ "Новополоцкая детская поликлиника" г. Новополоцк, ул. Калинина, д. 5 тел. 8(0214) 51-90-90, +375295945276
3. Витебский ЦЗМ г. Витебск, ул. Чкалова, д. 14В тел. 8(0212) 57-24-71, справка 8(0212)57-78-79
4. ЦЗМ "Надежда" УЗ "Оршанская центральная поликлиника" детская поликлиника №1 г. Орша, ул. Пионерская, д. 15 тел. 8(0216) 51-17-21
Брестская область
1. ЦДП "Вместе" УЗ "Брестская городская детская поликлиника №1" г. Брест, ул. Кирова, д. 82 тел. 8(0162) 20-96-71
2. ЦДП "Надежда" УЗ "Пинская центральная поликлиника" Филиал "Детская поликлиника" г. Пинск, ул. Завальная, д. 18 тел.8(01653) 51-65-83
3. ЦДП "Контакт" УЗ "Барановичская детская городская больница" г. Барановичи, ул. Чкалова, д. 2 тел. 8(0163) 42-20-68
4. Консультативно-информационный центр "Диалог" УЗ "Столинская ЦРБ" г. Столин, ул. Дзержинского, д. 102 тел. 8(0165) 52-42-87
Гродненская область
1. ЦДМ "Контакт" филиал УЗ "Гродненская центральная городская поликлиника" детская поликлиника №2 г. Гродно, ул. Гагарина, д. 18 тел. 8(0152) 96-44-66
2. ЦДМ "Позитив" г. Гродно тел. 8(0152) 74-22-82
Гомельская область
1. ЦЗМ "Юность" Филиал №3 ГУЗ "Гомельская центральная городская детская поликлиника" г. Гомель, ул. Быховская, д. 108 тел. 8(0232) 47-36-12, 47-86-14
2. ЦДП "Ветразь" УЗ "Жлобинская ЦРБ", детская поликлиника г. Жлобин, ул. Воровского, д. 1 тел: 8(02334) 2-28-29
3. ЦДП "Новое поколение" УЗ "Светлогорская центральная районная больница", детская поликлиника г. Светлогорск, ул. Луначарского, д. 92 тел. 8(02342) 7-07-19
4. ЦДП УЗ "Рогачевская центральная районная больница" г. Рогачев, ул. Дзержинского, д. 17 тел. 8(02339) 2-14-86
5. ЦДП "Гармония" УЗ "Речицкая центральная районная больница", родильный дом, женская консультация г. Речица, ул. Трифонова, д. 119 тел. 8(02340) 4-43-93, 9-11-33
6. ЦДП "Афродита" УЗ "Добрушская центральная раойнная больница" г. Добруш, ул. Чапаева, д. 3 тел/факс: 8(2333) 7-64-37
Могилёвская область
1. ЦДП "Импульс" УЗ "Бобруйская городская детская больница" филиал "Детская поликлиника №2" г. Бобруйск, ул. Советская д. 116 тел. 8(0225) 70-43-53
2. ЦДП "Альтернатива" Филиал №4 УЗ "Могилёвская детская поликлиника №4" г. Могилёв, ул. Симонова, д. 55б тел. 8(0222) 48-88-42, факс 8(0222) 48-40-76
3. ЦДП "Доверие" УЗ "Горецкая центральная районная больница" г. Горки, пр. Интернациональный, д. 2 тел. 8(0223) 36-15-05
Минская область
1. УЗ "Березинская центральная больница" г. Березино, ул. М. Романович, д. 6 тел. 8(01715) 5-42-29
2. ЦЗМ УЗ "Вилейская центральная раойнная больница" г. Вилейка, ул. Маркова, д. 27 тел. 8(01771) 5-64-51
3. ЦЗМ УЗ "Дзержинская центральная районная больница", детская консультация г. Дзержинск, ул. Октябрьская,д. 72 тел. 8(01716) 6-51-99
4. ЦДП УЗ "Клецкая центральная районная больница" г. Клецк, ул. Партизанская, д. 6 тел. (801793) 5-31-07
5. УЗ "Крупская центральная районная больница" г. Крупки, ул. Черняховского, д. 2 тел. 8(01796) 5-59-61
6. УЗ "Любанская центральная районная больница" г. Любань, ул. Первомайская, д. 97А тел. 8(01794) 5-41-34
7. УЗ "Молодечненская центральная районная больница", поликлиника №1 г. Молодечно, ул. Ф. Скорины, д. 5 тел. 8(01767) 6-90-74
8. УЗ "Несвижская центральная районная больница" г. Несвиж, ул. Сырокомли, д. 29 тел. 8(01770) 6-65-61
9. ЦПМ "Доверие" УЗ "Слуцкая центральная районная больница" г. Слуцк, ул. Чайковского, д. 21 тел. 8(01795) 5-31-10
10. ЦЗПиМ УЗ "Солигорская центральная районная больница" г. Солигорск, ул. Коржа, д. 1 тел. 8(01742) 2-11-22
11. ЦЗПМ УЗ "Столбцовская центральная районная больница" г. Столбцы, ул. Ленинская, д. 164 тел. 8(01717) 5-46-43
12. ЦДП УЗ "Червенская центральная районная больница" г. Червень, ул. Барыкина, д. 60 тел. 8(01714) 5-47-83
13. ЦЗМиП "Доверие" УЗ "Борисовская центральная районная больница", отделение ГУО "Социально-педагогический центр Борисовского района" г. Борисов, ул. 8 Марта, д. 6 тел. 8(01776) 6-71-05
14. ЦДП УЗ "Воложинская центральная районная больница" г. Воложин, ул. М. Горького, д. 13 тел. 8(01772) 5-57-33
15. ЦЗМиП УЗ "Жодинская центральная городская больница", городская поликлиника г. Жодино, ул. 50 лет Октября, д. 17 тел. 8(01775) 3-48-46
16. УЗ "Копыльская центральная районная больница" г. Копыль, ул. Советская, д. 50 тел. 8(01719) 5-43-04
17. Центр подростков и молодёжи г. Логойск, ул. Победы, д. 35 тел. 8(01774) 2-06-91
18. ЦЗПиМ УЗ "Минская центральная районная больница" д. Боровляны, ул. Фрунзенская д. 1, поликлиника Минской центральной районной больницы тел. +375295052585
19. ЦЗПиМ УЗ "Мядельская центральная районная больница" г. Мядель, ул. Коммунистическая, д. 23 тел. 8(01797) 59-1-35
20. ЦЗПиМ УЗ "Марьиногорская центральная районная больница" г. Марьина Горка, ул. Новая Заря, д. 36а тел. 8(01713) 6-07-29
21. ЦДП "Родник надежды" УЗ "Смолевичская центральная районная больница" г. Смолевичи, ул. Первомайская, д. 101 тел. 8(01776) 5-08-34
22. ЦЗПиМ "Надежда" УЗ "Стародорожская центральная больница" г. Старые Дороги, ул. Московская, д. 82
23. ЦДП УЗ "Узденская центральная районная больница" г. Узда, ул. Степанова, д. 11 тел. 8(01718) 5-55-76

//На верх//